Вера Таривердиева


Новый директор Кафедрального собора масштабирует
свое учреждение культуры до мирового уровня
О новом месте работы Веры Таривердиевой объявили в конце прошлого года. Говорят, Вера Гориславовна долго не соглашалась. Учитывая огромный пул проектов в ее руках — от всемирного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева до Благотворительного фонда, — трудно представить, как можно найти время на управление одним из самых знаковых учреждений культуры региона, места сакрального, но и запущенного во всех смыслах. Но Вера Таривердиева согласилась и сразу дала понять, что
с провинциальными подходами покончено: Кафедральный собор принадлежит мировой культуре и позиционировать себя должен соответствующе.

— Нужно сформировать и привлечь новую публику, приобщить ее к классической музыке, находиться в диалоге со страной и миром. И необходимо задавать тон в каких-то направлениях. В этом смысле у нас уже есть наработки — наш конкурс, взаимодействие с органистами, лауреатами, — говорила Вера Таривердиева в интервью «Королевским воротам».

Закрутилась череда концертов с громкими именами на афише — от виртуозного скрипача и интеллектуала Михаила Казиника, гениального пианиста Бориса Березовского до невероятного масштаба музыканта и баховеда Михаила Аркадьева. Публика потянулась в собор: не только туристы, для которых это обязательная точка маршрута, но и горожане. В этом году я была в соборе столько раз, сколько не бывала за всю свою жизнь: сработало сочетание множества факторов и усилий нового директора и команды учреждения.
Вера Таривердиева подключила самый мощный в наше время ресурс — личные связи и репутацию в мировом музыкальном сообществе, учитывая, что баснословные гонорары собору не по карману. Кафедральный собор — уникальная площадка с одним из лучших органов в Европе, не говоря уже об историческом наследии места. Громкие имена на афишах нужны и калининградской публике, и собору, чтобы зазвучать на новом уровне. Потенциала коллективов классической музыки, работающих в Калининграде, в котором нет консерватории, недостаточно, чтобы стать точкой культуры на карте мира, а вместе с Таривердиевой появилась возможность приглашать музыкантов, сотрудничать с мировыми культурными институтами.
Впервые в Концертном зале Кафедрального собора появились абонементы, пришли дети, живо интересующиеся звуками и историей музыки. Помимо классиков в соборе зазвучали авангардные композиторы: Шнитке, Денисов, Губайдулина, Сильвестров. За классическими музыкальными концертами последовали эксперименты: ночные выступления, электронная музыка, световые шоу. Апогеем междисциплинарных событий в 2017 году стал Всемирный день философии, 16 ноября, — в соборе показали программу с характерным названием — «МузыКАНТЫ на острове Канта».

— В начале этого года я узнала, что существует Всемирный День философии, и мне показалось, что этот день обязательно нужно отметить как-то ярко и необычно. Поскольку я общаюсь и дружу с Михаилом Аркадьевым, у которого есть цикл лекций «Ремесло экстаза», то все сложилось в концепцию «МузыКАНТЫ на острове Канта. Ремесло экстаза». А дальше мы стали фантазировать и придумали «Незвучащее время» — беседу за роялем, потом пришли к «Звучащему времени» — главному вечернему концерту в соборе в этот день. Что такое «Звучащее время»? Мы решили, что это адажио, то есть такое состояние-размышление-погружение в себя. Для осуществления идеи пригласили замечательных музыкантов и камерный оркестр. Закончится День философии ночным размышлением, «ночным» Бахом — концертом Михаила Аркадьева, — говорит Таривердиева.

Вера Таривердиева в соборе всегда, даже если находится на открытии нового музея Бетховена в Вене, на концерте в Эльбской филармонии или на юбилее Эльдара Рязанова в московском зале имени Чайковского. И фотография, на которой Вера спит в соборе на полу, постелив пальто, куда больше рассказывает о ее отношении к этому месту, чем что бы то ни было.
Екатерина Вострилова
Фотографии Юлии Алексеевой